Поликлинике требуются непритязательные пациенты
19 мая 2006 года

Например, есть задача сокращать срок временной нетрудоспособности граждан. Профилактировать активнее, лечить эффективнее и в результате - быстрее возвращать их с больничного к созидательному труду. Кажется, что эти два предложения описывают одну задачу и что именно поэтому столь заметно повышена оплата труда участковых врачей и сестер. Но ведь болезни бывают разные, в том числе и плохо поддающиеся лечению. И врачи бывают разные... В общем, тупо-логический подход к этой задаче - что закрытие больничного должно быть следствием заметного улучшения состояния больного - часто заводит в тупик. Ну что делать, больные - главная проблема нашего здравоохранения.

Например, большой проблемой нашего здравоохранения является Марина Назарова. Во-первых, она обладает довольно тяжелым хроническим заболеванием почек, что с ее стороны нехорошо по отношению к возможностям нашего здравоохранения. Во-вторых, она учитель, т.е. не имеет денег для того, чтобы наше здравоохранение лечило ее по потребности, - и это, с ее стороны, совсем нехорошо. Так, с декабря прошлого года по апрель нынешнего она так и не смогла пройти УЗИ почек, поскольку бесплатная очередь на эту нехитрую в наш век процедуру неистощима, а за деньги можно хоть завтра, только где ж их взять... А в-третьих, она не смогла "найти общий язык" со своим новым врачом общей практики (участковым). И это уже было последней каплей, переполнившей чашу терпения нашего здравоохранения.

В середине апреля Марина Назарова, будучи на больничном, явилась в "Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района" (бывшая поликлиника КАПО) к своему участковому. Она заметила, что при измерении артериального давления стрелка тонометра начала отсчет при показаниях выше 170, доктор же объявила: 140 на 90, можно закрывать больничный. Назарова настояла на повторном замере - тогда получилось 160/90. Но видите ли... человек, имеющий длительный опыт жизни "под давлением", - он сам себе довольно точный тонометр. Словом, сомнения больной не рассеялись, и она, выйдя от "своего" врача, зашла в соседний кабинет и попросила измерить себе давление. Аппарат показал: 190/110.

Марина Назарова с трудом дошла домой, где ей наконец была оказана медицинская помощь: бригада "скорой помощи", просидев у больной час, смогла сбить давление. А назавтра участковый врач пришла к ней на дом - лишь потому, что та же "скорая" сочла необходимым известить поликлинику: у вашей прикрепленной гражданки серьезные проблемы, хорошо бы ее все-таки полечить...

Так Назарова и получила направление на госпитализацию. Но с записью участкового в амбулаторной карте: госпитализироваться через три дня лишь (цитата) "при не улучшении состояния".

Что такое "улучшение состояния" при насморке - это, в общем, понятно. Но как в домашних условиях самостоятельно определить "улучшение состояния" при тяжелом заболевании почек - это вопрос... но не проблема! Проблема была в деньгах. Больная уже сильно поиздержалась на лекарства в ходе амбулаторного лечения, а что, рассудила она, теперь делать без денег в больнице?.. Даром лечиться - лечиться даром.

В общем, Марина Ильдусовна лежала дома, прислушиваясь к внутреннему тонометру, снова и снова вспоминая все оттенки заботы, проявленной к ней участковым врачом. И в результате пришла к закономерному решению: надо переходить к другому участковому (благо об этом преимуществе страховой медицины Назарова как человек грамотный знала). С этим решением она и пришла к директору (по-старому - главврачу) "Консультационно-диагностического центра" (по-старому - поликлиники) Равилю Латыпову.

И вот в ходе недолгого общения с ним Марина Назарова и узнала, что проблемой здравоохранения является не что-нибудь и не кто-нибудь, а она сама. Поскольку именно она, как констатировал Равиль Латыпов, "не нашла общего языка с врачом", и по этой же причине он не может обязать другого врача иметь с ней дело.

Ей стало (понимаю ее) уже очень противно. Этим и объясняется, что она, не имеющая привычки жаловаться начальству, все-таки пожаловалась в горздрав и минздрав. А потом все-таки была вынуждена лечь в больницу. И в ходе стационарного лечения профессор-консультант определил, что тяжесть ее состояния уже требует оформления инвалидности...

А потом пошло настоящее веселье! Когда после майских праздников Назарова явилась на прием к эндокринологу, та поискала ее данные в компьютере... Ведь ЗАО "Консультативно-диагностический центр" - не заштатная какая-нибудь поликлиника, а шагает в ногу с прогрессом: здесь есть единая компьютерная сеть, к которой подключены все врачи! Так вот, заглянув в эту сеть, эндокринолог с удивлением заметила: "Ой, а вас у нас нет!"...

Как так - "нет"?! Равиль Латыпов был готов к этому вопросу. Он немедленно вручил ей ее амбулаторную карту, а на словах объяснил: поскольку г-же Назаровой не нравятся порядки в этом лечебном учреждении, так пусть она и уходит куда хочет.

- Врач отказалась вас обслуживать, - сообщил г-н Латыпов, - и вообще, вы к нашему лечебному учреждению никогда не были прикреплены!

Это было бы уже совсем смешно, если бы Марина Ильдусовна могла в этот момент взглянуть на дело со стороны.

"Никогда не была прикреплена"? А амбулаторная карта тогда откуда? А то, что в штампе на полисе указано прежнее название поликлиники - так ведь у всех "прикрепленных" с самого начала медстрахования такие штампы... А если Марина Назарова и правда "в списках не значилась", то куда, в конце концов, долгие годы девались деньги обязательного медстрахования (подушевой норматив), выделяемые на ее медобслуживание?! Вот это загадка так загадка!

- Деньги мы за нее не получали, - твердо заявил "ВК" Равиль Латыпов, - а кто получал - понятия не имею.

Господин директор выразил уверенность, что без поликлинической помощи Марина Назарова не останется и сможет "прикрепиться" к какому-нибудь другому лечебному учреждению. Чрезмерно притязательная учительница может, по его мнению, получать даже и медуслуги высшего разряда - это очень просто, для этого надо всего лишь платить за полис добровольного медстрахования.

Латыпов не скрыл от меня, что он уже звонил в школу, где работает Назарова, "узнать ее характеристику". Что он при этом узнал, господин директор из скромности умалчивает.

Главный терапевт горздрава Ольга Шкилева (она - такое уж совпадение - давно знает Марину Назарову, та у нее лечилась) осторожно дает понять, что "потерпевшая" - нормальная интеллигентная женщина, а вовсе не скандалистка, но... "Наверное, ей не имеет смысла оставаться, поскольку она подвергла сомнению профессиональные качества врача".

- Может, кто-то в чем-то и не прав... Но я уверена, - говорит Ольга Шкилева, - что в помощи ей никто не откажет, даже и в том же КДЦ. Рядом 11-я поликлиника, которая ничуть не хуже!

Уж, конечно, Назарова и не хочет оставаться там, где от нее "отказалось" наше здравоохранение. Только иногда она вспоминает забавное: как (по обычной учительской повинности) собирала подписи в поддержку выдвижения г-на Латыпова в депутаты гордумы Казани. И как (по разнарядке бюджетника) голосовала за видного научного и хозяйственного деятеля, заслуженного врача РТ г-на Латыпова. Теперь он - депутат и действует на благо нацпроекта в сфере здравоохранения.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"